В 2017-2018 учебном году научно-исследовательская работа в Университете носила практико-ориентированный характер и была нацелена на достижение конкретного результата, востребованного образовательными организациями, реализующими образовательные программы различного уровня.
Основные направления проведенных научных исследований определены ученым советом Университета и направлены на решение задач, поставленных Департаментом образования и науки города Москвы, другими органами исполнительной власти Правительства Москвы, федеральными органами исполнительной власти.
В частности, по заданию Департамента образования и науки города Москвы выполнялись проекты по разработке учебно-методических материалов и подготовке педагогов к работе в условиях реализации проекта «Московская электронная школа», по использованию в образовательной деятельности STEM-технологий и развитию функциональной грамотности обучающихся, правовому сопровождению образовательной деятельности, научно-методическому сопровождению инклюзивного образования и внедрению стандратов WS, Juniorskills, Abilimpics в образовательные программы разного уровня, развитию системы сертификации квалификаций педагогов. Крупными направлениями научных исследований оставались также развитие модели городского университета, поддержка и развитие университетских научных школ, создание новых механизмов управления в Университете. Департаментом образования и науки города Москвы профинансирована разработка учебно-методических материалов для обучения лиц пожилого возраста, что позволило начать совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы реализацию проекта «Серебряный университет», ставшего частью правительственной программы «Московское долголетие».
Всего в государственное задание Университета на 2017-2018 учебный год было включено 77 научно-исследовательских работ и 67 научных мероприятий.
В 2018 году завершен проект, выполненный по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, целью которого являлось экспертно-консультационное сопровождение внедрения современной модели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, (институт специального образования и комплексной реабилитации). По заказу Министерства финансов Российской Федерации были продолжены разработка и внедрение новых форм и технологий развития финансовой грамотности у обучающихся образовательных организаций; завершение проекта запланировано на 2020 год.
По итогам 2018 года объем финансирования научных структурных подразделений Университета составил 40,7 % от общего объема, учебных структурных подразделений – 35,1% и других структурных подразделений – 24,2%. Объём финансирования в расчете на одного штатного научно-педагогического работника составил 588 тыс. рублей, что в несколько раз превышает пороговое значение аналогичного показателя мониторинга российских вузов (136,3 тыс. рублей).
Между учебными структурными подразделениями финансирование научных работ распределилось следующим образом (в отношении к объёму работ, головными исполнителями по которым являлись учебные структурные подразделения): институт гуманитарных наук – 25%, институт педагогики и психологии образования – 19,8%, от 12 до 10% – институт специального образования и комплексной реабилитации, институт права и управления, институт естественных наук и спортивных технологий и от 8 до 4% –институт психологии, социологии и социальных отношений, институт культуры и искусств, институт цифрового образования, институт иностранных языков.
В среднем по Университету около 28% стимулирующих выплат преподавателям производилось из средств, полученных от научной деятельности. Наибольшая доля таких выплат проведена в институте права и управления (37%), наименьшая – в институте иностранных языков (13%).
В 2017-2018 учебном году 19 инициативных проектов из 92, участвовавших в конкурсе, профинансированы из внебюджетных средств университетского фонда поддержки прикладных научных исследований и инновационной деятельности. Разработчикам проектов выделено финансирование на сумму 10,7 млн. рублей. Среди победителей проекты по разработке и апробации модели сертификационного центра для школьников и студентов в области цифровых технологий (руководитель: доцент Д.А. Махотин, институт непрерывного образования), разработке методологии использования фитнес-трекеров на уроке физкультуры (руководитель: профессор А.Э. Страдзе, институт естествознания и спортивных технологий), созданию модели подготовки тренера-технолога в области функционального чтения (руководитель: доцент В.А. Львовский, институт системных проектов).