Активная научная деятельность в Университете способствовала развитию сложившихся и формированию новых научных (научно-педагогических) школ.

В соответствии с ранее принятым решением Ученого совета научные (научно-педагогические) школы Университета делятся на три категории — известная, развивающаяся и формирующаяся.

Известная научная (научно-педагогическая) школа — коллектив ученых, объединенных для решения актуальных проблем в сфере науки и образования, обеспечивающий преемственность поколений, достигший высоких научных результатов, востребованных в теоретической и практической деятельности, возглавляемый ученым (доктором наук), исследования которого признаны отечественной и зарубежной научной общественностью.

Развивающаяся научная (научно-педагогическая) школа — коллектив ученых, объединенных для решения актуальных проблем в сфере науки и образования, обеспечивающий преемственность поколений, достигший высоких научных результатов, востребованных в практической деятельности, возглавляемый ученым (доктором наук), исследования которого признаны научной общественностью.

Формирующаяся научная (научно-педагогическая) школа — коллектив ученых, объединенных для решения актуальных проблем в сфере науки и образования, формирующийся на принципе обеспечения преемственности поколений и достижения научных результатов в определенной сфере деятельности, возглавляемый ученым, имеющим высокие достижения в определенной сфере науки и (или) образования.

Исходя из этих определений, спроектированы показатели оценки эффективности деятельности научных школ Университета и на их основе проведен анализ эффективности деятельности 32 научных коллективов, заявленных структурными подразделениями как научные школы. При отнесении научно-педагогической школы к определенной категории учитывались места в рейтинге руководителя (лидера) и научной школы в целом.

Признание научной деятельности руководителя (лидера) научно-педагогической школы в научном сообществе оценивалось по наукометрическим показателям публикационной активности (количество научных публикаций, в том числе в зарубежных изданиях, число цитирований публикаций, индекс Хирша). Учитывалось также авторство учебников, входящих в федеральный перечень, членство в государственных академиях наук.

При рассмотрении результативности и эффективности деятельности научно-педагогических школ проведен анализ показателей подготовки магистрантов, научно-педагогических кадров (докторов и кандидатов наук), издания учебников, учебных пособий и монографий за три года, публикационной активности всех членов научного коллектива.

В целях объективного ранжирования представленных научно-педагогических школ показатели их деятельности рассчитаны в соотношении со средними показателями по всем школам и количеством членов научного коллектива.

При отнесении научно-педагогической школы к определенной категории учитывались места в рейтинге руководителя (лидера) и научной школы в целом.

К категории известной научно-педагогической школы отнесены научные коллективы, в которых руководитель и научная школа по рейтингу занимают не ниже десятого места. Это научно-педагогические школы под руководством профессора Ш.А. Амонашвили «Гуманно-личностная педагогика Шалвы Амонашвили», профессора Н.Е. Вераксы «Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология», профессора С.Г. Григорьева «Информатика. Теория и методика обучения информатике. Информатизация образования», профессора А.И. Савенкова «Развитие детской одаренности», профессора А.В. Щепиловой «Межкультурное многоязычное образование (общее и профессиональное)».

К развивающимся научно-педагогическим школам отнесены научные коллективы, руководители которых занимают в рейтинге места не ниже двадцатого, а коллективы в целом не ниже двадцать пятого. Это научные школы под руководством профессоров Т.И. Баклановой, И.А. Бубновой, Л.Г Викуловой, Г.Н. Германова, Н.М. Назаровой, В.Г. Никитушкина, О.Г. Приходько, Е.С. Романовой, В.В. Рябова и Е.И. Хаванова, Н.Н. Светловской, С.В. Суматохина, Е.Г. Таревой, Л.И. Уколовой.

К формирующимся научно-педагогическим школам отнесены остальные четырнадцать научных коллективов, которые возглавляют профессора Ю.В. Гуськов, Н.Д. Десяева, С.А. Джанумов, А.В. Жукоцкая, С.А. Козлова, В.В. Корешков, М.Л. Левицкий, А.М. Луговской, О.Г. Малышева, М.Г. Меркулова, В.А. Северухин, А.И. Смирнова, О.В. Шульгина, И.М. Яковлева.

Основной проблемой дальнейшего развития университетских научно-педагогических школ является подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров — докторов и кандидатов наук. Эффективность их подготовки через аспирантуру Университета, соискательство и научное консультирование составила по итогам 2017 года 16,8 %, что выше показателя 2016 года (10,6%). Вместе с тем, имеющийся в Университете научный потенциал позволяет более эффективно решать эту задачу, в том числе используя возможности научных школ и диссертационных советов, где ежегодно защищаются около 30 диссертаций, менее половины из которых подготовлены аспирантами и соискателями Университета.

По данным о деятельности научных школ за последние три года из 99 защищенных диссертаций, руководителями которых были представители научных школ, только 35 (35%) подготовлены аспирантами и соискателями Университета и защищены в университетских диссертационных советах.

 

 

ИГНиУ

ИППО

ИИЯ

ИПССО

ИСОиКР

ИЕНиСТ

ИЦО

ИКИ

ЮИ

ИСП

ИНО

ИСПО

Итого

Количество Публикаций

161

98

156

357

63

63

40

85

205

3

0

0

1231

Количество студентов учавствующих в публикациях

182

111

171

372

60

65

22

90

205

3

0

0

1281

Сравнительные результаты деятельности научных школ институтов за 2017-2018 учебный год 

ИГНиУ

ИППО

ИИЯ

ИПССО

ИСОиКР

ИЕНиСТ

ИЦО

ИКИ

ЮИ

ИСП

ИНО

ИСПО

Итого

Известная

2

1

2

1

1

1

3

3

0

1

0

0

15

Развивающаяся

4

3

2

2

1

0

4

4

0

0

0

0

20

Формирующаяся

3

2

2

1

1

0

4

0

2

0

0

0

15

Всего НШ

9

6

6

4

3

1

11

7

2

1

0

0

50

Сравнительные данные по участникам научных школ институтов за 2017-2018 г.   

ИГНиУ

ИППО

ИИЯ

ИПССО

ИСОиКР

ИЕНиСТ

ИЦО

ИКИ

ЮИ

ИСП

ИНО

ИСПО

Итого

НПР

84

48

75

51

39

8

39

45

16

11

0

0

416

Обучащиеся

149

42

154

99

135

22

86

131

23

25

0

0

866

Всего участников НШ

233

90

229

150

174

30

125

176

39

36

0

0

1282

Сравнительные результаты деятельности научных школ институтов за 2017-2018 г.

ИГНиУ

ИППО

ИИЯ

ИПССО

ИСОиКР

ИЕНиСТ

ИЦО

ИКИ

ЮИ

ИСП

ИНО

ИСПО

Итого

Монографии

11

6

14

9

9

1

6

4

1

2

0

0

63

Учебники

4

11

9

5

2

0

1

8

1

0

0

0

41

Пособия

7

5

11

10

9

4

11

9

2

0

0

0

68

Всего результатов

22

22

34

24

20

5

18

21

4

2

0

0

172